Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России
по Нижегородской области
муниципальной антинаркотической комиссии
по организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию
2017 год
Методические рекомендации по организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
г. Нижний Новгород, 2017 г., - ___ с.
Составитель: 2 отдел УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области
Методические рекомендации предназначены для председателей и ответственных секретарей антинаркотических комиссий в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области.
Содержание
Введение 3
Правовая основа настоящих методических рекомендаций 4
Об организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию 5
Рекомендации 6
Заключение 9
Приложение №1. Полезные телефоны 10
Одной из приоритетных задач, сформулированных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 690 от 09.06.2010, является сокращение спроса на наркотики в обществе через создание комплексной системы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее – НС и ПВ, наркотики).
Национальная система комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей представляет собой совокупность административных, материальных и кадровых ресурсов для обеспечения выявления, мотивирования к избавлению от зависимости, лечения, медицинской и социальной реабилитации, а также ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление НС и ПВ без назначения врача.
Создание регионального сегмента системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей является ключевой задачей всех субъектов антинаркотической деятельности Нижегородской области.
Концепция государственной политики в сфере противодействия наркомании предполагает участие в формировании регионального сегмента системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей всех органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, различных организаций, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родителей (иных законных представителей), специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеров молодежных организаций и т.п.
Государственная антинаркотическая политика формируется с учётом выстраивания вертикали органов власти по её реализации. Участие административно-территориальных образований в борьбе с наркотизацией населения является необходимым условием результативности антинаркотической политики, направленной на снижение масштабов наркотизации населения в своём регионе, городе, районе и, в целом, стране. Отсюда вытекает необходимость выделения в антинаркотической политике её муниципального аспекта, как самостоятельного направления, поскольку именно на уровне города, района виден масштаб наркоугрозы.
Практическая антинаркотическая работа органов местного самоуправления (далее – органы МСУ) административно-территориальных образований должна сводиться к объединению усилий различных ведомств через антинаркотические комиссии (далее – АНК, Комиссии) в муниципальных образованиях, которые возглавляют высшие должностные лица (Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»).
Муниципальная антинаркотическая политика – это скоординированная главой администрации муниципального образования деятельность администрации, городской (районной) Думы, правоохранительных органов и специальных служб, негосударственных организаций и других участников антинаркотической деятельности, направленная на сокращение масштабов наркотизации населения муниципального образования.
2. Правовая основа настоящих методических рекомендаций
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия органам МСУ и, в частности, муниципальным АНК в организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию (далее – обязанность).
Предназначены для использования в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.
Правовой основой работы в данном направлении являются следующие нормативно-правовые акты:
Одной из основных тенденций развития наркоситуации в Нижегородской области является рост числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. По итогам 2015 года (статистические данные представлены с учётом ЗАТО город Саров) зарегистрировано 12 506 лиц (2014 год – 12 075, +3,6%), допускающих немедицинское употребление наркотиков.
С 25.05.2014 года на территории Нижегородской области организована и ведется работа с лицами, привлеченными к административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков, которым судом вменена обязанность пройти диагностику, в случае необходимости - профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 313-ФЗ, Правилами контроля, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.05.2014 года № 484.
В целях реализации положений Федерального закона №313-ФЗ субъектами антинаркотической деятельности Нижегородской области осуществляется комплекс организационных и практических мер, направленных на улучшение эффективности работы по указанному направлению.
В постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующую медицинскую организацию для прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением НС или ПВ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ПАВ).
Суд направляет копии постановления в подразделения ГБУЗ НО «Нижегородский областной наркологический диспансер» (далее – НОНД) на местах по месту жительства лица, а также в территориальные органы МВД России Нижегородской области, для постановки лица на учет.
Учет лиц, имеющих обязанность, осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, а также приказа ГУ МВД от 26.07.2016 №591 и распоряжения ГУ МВД от 20.07.2016 №1/559р, определяющих механизм контроля и учетно-регистрационной деятельности.
В соответствии нормативными актами контроль за исполнением лицом обязанности осуществляет орган внутренних дел по месту жительства данного лица.
В каждом территориальном отделе внутренних дел сформированы базы лиц, проводится сверка с наркологической службой по количеству лиц, на которых судом возложена обязанность. При поступлении постановлений судов, уведомлений из медицинских организаций, привлечении подучетных лиц к ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ, вносятся соответствующие изменения в базу данных.
С целью организации системной работы всех заинтересованных ведомств в отношении уклоняющихся лиц, Управлением формируется единая база лиц, имеющих обязанность.
Информация о лицах, уклоняющихся от исполнения обязанности, ежеквартально направляется территориальным органом МВД России Нижегородской области в адрес глав администраций районов и городских округов Нижегородской области, с целью рассмотрения на заседаниях муниципальных антинаркотических комиссий и организации исполнения мероприятий по мотивации наркопотребителей к исполнению обязанности.
Лицо считается уклоняющимся, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2014 № 484, основаниями для снятия лица с учета являются:
- извещение от медицинской организации и (или) учреждения социальной реабилитации о завершении исполнения лицом обязанности;
- вступившее в законную силу постановление судьи об отмене исполнения лицом, обязанности;
- документ, служащий основанием для государственной регистрации смести;
- вступившее в законную силу решение суда о признании лица безвестно отсутствующим.
Наркопотребитель, в особенности, «эпизодический» наркоман, тот, кто еще не попадался на преступлениях и нарушениях, как правило, лечиться не хочет, потому что боится последующего контроля со стороны государства – постановки на учет в наркологической службе, регулярных медобследований, отметок, явок на профилактику. Ситуации, когда наркопотребитель охотно добровольно идет на лечение и профилактические мероприятия, очень редки.
Недостаточная мотивация наркопотребителей к исполнению обязанности является на сегодняшний день ключевой проблемой.
Необходимо разработать комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принять решение о прекращении потребления наркотиков, пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Мотивирование наркопотребителей на выполнение возложенной судом обязанности позволит не только освободить от наркотического плена их самих, но даст колоссальный оздоравливающий эффект для всего общества.
Находясь в течение года в реабилитационном центре, наркопотребитель доступен для медицинского, психологического и социального воздействия и, что особенно важно, выключается из незаконного оборота наркотиков и не совершает неизбежных преступлений корыстного и насильственного характера.
4. Рекомендации МАНК по работе с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию
Рекомендовать всем членам муниципальной АНК в пределах своей компетенции организовать работу с лицами, уклоняющимися от исполнения обязанности.
Для этого предварительно рассматривать информацию по каждому лицу, привлеченному к административной ответственности за потребление наркотиков, с целью определения того, какие меры возможно принять в отношении данного лица:
- адресная индивидуально-профилактическая работа с данным лицом, его родственниками и значимыми для него людьми по мотивированию его к лечению и реабилитации (с возможным направлением на реабилитацию);
- оказание содействия в подборе реабилитационного центра.
Изучение опыта антинаркотической деятельности показало, что действенным механизмом побуждения наркопотребителя к реабилитации и ресоциализации является его целевое направление в конкретную некоммерческую организацию (далее – НКО), прошедшую квалификационный отбор и подтвердившую свою эффективность.
Также к мотивационной работе возможно привлечь традиционные религиозные конфессии, терапевтические сообщества и группы взаимопомощи бывших наркозависимых.
С этой целью видится целесообразным организовать и провести обучающий семинар для активистов народных дружин, на котором разъяснить им, как и чем они могут помочь в проведении мотивационной работы по привлечению наркопотребителей, уклоняющихся от исполнения обязанности.
5.1. Финансовая поддержка (предоставление налоговых льгот).
С учетом статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации органы МСУ вправе устанавливать льготы по местным налогам.
Муниципальное образование вправе самостоятельно определить, по каким налогам и в каком объеме оно готово представлять налоговые льготы НКО или юридическим лицам, оказывающим поддержку НКО.
5.2. Имущественная поддержка (выделение земельных участков и (или) помещений, находящихся в муниципальной собственности на правах аренды) может осуществляться следующими способами:
1) передача НКО муниципального имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) на основании заявления от НКО;
2) установление для НКО льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
3) закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, созданным для оказания поддержки НКО, для последующего предоставления такого имущества в пользование указанным организациям, как для осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий (в соответствующих случаях – с согласия уполномоченного органа МСУ);
Оказание имущественной поддержки НКО рекомендуется осуществлять на основе открытых конкурсных процедур.
5.3. Информационная поддержка.
К числу рекомендуемых способов информационной поддержки НКО в первую очередь относится создание специального информационного раздела, содержащего общественно значимую информацию о реализации муниципальной политики в сфере поддержки НКО на официальном сайте муниципального образования.
В целях обеспечения прозрачности в деятельности НКО (реабилитационных центров, включенных в Реестр и оказывающих, в том числе, консультационную помощь наркопотребителям) рекомендуется следующая структура информации о НКО и их деятельности для размещения в открытом доступе, в том числе в сети Интернет:
1) полное наименование организации (с указанием организационно-правовой формы);
2) миссия (цели), задачи деятельности;
3) контактный телефон, почтовый адрес (как связаться с организацией), адрес электронной почты, веб-сайт (если есть);
4) информация о руководителе организации, контактная информация (может повторять указанную в предыдущем пункте);
Органы МСУ могут предоставлять НКО возможность публиковать информацию о своих проектах/деятельности, в том числе анонсы мероприятий, приглашения/обращения к целевым группам и другую информацию на сетевых ресурсах местной администрации и СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются органы МСУ, либо которые получают субсидии из бюджета.
5.Заключение
Исходя из вышеизложенного, на муниципальном уровне работа муниципальной АНК должна быть направлена, в первую очередь, на объединение усилий всех субъектов антинаркотической деятельности и координацию их работы с лицами, уклоняющимися от исполнения обязанности.
С этой целью необходимы:
- развитие мотивационной и реабилитационной деятельности на территории района, совершенствование механизма побуждения потребителей наркотиков к лечению от наркомании и реабилитации.
- предоставление поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.
Достичь необходимых результатов возможно, прежде всего, за счет повышения эффективности деятельности как государственных органов (наркологической службы, правоохранительных органов, органов МСУ), так и негосударственного реабилитационного сектора, организации согласованного взаимодействия всех субъектов антинаркотической деятельности на всех этапах реабилитационного процесса.
Приложение № 1
Если есть проблемы – звоните:
Телефон доверия УКОН России по Нижегородской области
«Стоп наркотик!» - 8 (831) 268-23-32
Нижегородский областной наркологический диспансер - 8 (831) 433 73 04
Городская наркологическая больница г. Н.Новгорода - 8 (831)-253 83 28
Телефон доверия по СПИДу - 8 (831) 436 36 91
Телефон доверия ГУ МВД России по Нижегородской области- 8 (831) 268 68 68
Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области-8 (831) 419 73 55
Телефон экстренной психологической помощи ГОУ ДОД «ДООЦ
Нижегородской области «Дети против наркотиков» - 8 (831) 293 10 93
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.