МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ муниципальной антинаркотической комиссии по организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию

Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России

по Нижегородской области

 

Отдел организации взаимодействия с органами государственной власти, межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, административной практики

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

муниципальной антинаркотической комиссии

по организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2017 год

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

г. Нижний Новгород, 2017 г., - ___ с.

Составитель: 2 отдел УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области

 

 

Методические рекомендации предназначены для председателей и ответственных секретарей антинаркотических комиссий в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                3

 

Правовая основа настоящих методических рекомендаций                                4

 

Об организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию            5           

 

Рекомендации                                                                                                       6

 

Заключение                                                                                                           9                                                                                                                                                                                                               

 

Приложение №1. Полезные телефоны                                                               10                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.     Введение

 

Одной из приоритетных задач, сформулированных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента  Российской Федерации № 690 от 09.06.2010, является сокращение спроса на наркотики в обществе через создание комплексной системы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее – НС и ПВ, наркотики).

Национальная система комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей представляет собой совокупность административных, материальных и кадровых ресурсов для обеспечения выявления, мотивирования к избавлению от зависимости, лечения, медицинской и социальной реабилитации, а также ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление НС и ПВ без назначения врача.

Создание регионального сегмента системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей является ключевой задачей всех субъектов антинаркотической деятельности Нижегородской области.

Концепция государственной политики в сфере противодействия наркомании предполагает участие в формировании регионального сегмента системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей всех органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, различных организаций, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родителей (иных законных представителей), специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеров молодежных организаций и т.п.

Государственная антинаркотическая политика формируется с учётом выстраивания вертикали органов власти по её реализации. Участие административно-территориальных образований в борьбе с наркотизацией населения является необходимым условием результативности антинаркотической политики, направленной на снижение масштабов наркотизации населения в своём регионе, городе, районе и, в целом, стране. Отсюда вытекает необходимость выделения в антинаркотической политике её муниципального аспекта, как самостоятельного направления, поскольку именно на уровне города, района виден масштаб наркоугрозы.

Практическая антинаркотическая работа органов местного самоуправления (далее – органы МСУ) административно-территориальных образований должна сводиться к объединению усилий различных ведомств через антинаркотические комиссии (далее – АНК, Комиссии) в муниципальных образованиях, которые возглавляют высшие должностные лица (Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»).

Муниципальная антинаркотическая политика – это скоординированная главой администрации муниципального образования деятельность администрации, городской (районной) Думы, правоохранительных органов и специальных служб, негосударственных организаций и других участников антинаркотической деятельности, направленная на сокращение масштабов наркотизации населения муниципального образования.

 

2. Правовая основа настоящих методических рекомендаций

 

Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия органам МСУ и, в частности, муниципальным АНК в организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию (далее – обязанность).

Предназначены для использования в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.

Правовой основой работы в данном направлении являются следующие нормативно-правовые акты:

1.  Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»)».

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
  2. Постановление Правительства РФ от 28.05.2014 № 484 (с изменениями на 01.04.2016) «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него обязанности».
  3. Приказ ГУ МВД России по Нижегородской области от 26.07.2016 №591 «Об утверждении инструкции по организации работы в территориальных органах МВД России Нижегородской области по осуществлению контроля за исполнением лицом возложенной на него обязанности».
  4. Распоряжение ГУ МВД России по Нижегородской области от 20.07.2016 №1/559р «О возложении обязанностей по контролю за исполнением лицом обязанности» (далее – Распоряжение).

 

  1. 3.                     Об организации работы с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию

 

Одной из основных тенденций развития наркоситуации в Нижегородской области является рост числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. По итогам 2015 года (статистические данные представлены с учётом ЗАТО город Саров) зарегистрировано 12 506 лиц (2014 год – 12 075, +3,6%), допускающих немедицинское употребление наркотиков.

С 25.05.2014 года на территории Нижегородской области организована и ведется работа с лицами, привлеченными к административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков, которым судом вменена обязанность пройти диагностику, в случае необходимости - профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 313-ФЗ, Правилами контроля, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.05.2014 года № 484.

В целях реализации положений Федерального закона №313-ФЗ субъектами антинаркотической деятельности Нижегородской области осуществляется комплекс организационных и практических мер, направленных на улучшение эффективности работы по указанному направлению.

В постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующую медицинскую организацию для прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением НС или ПВ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ПАВ).

Суд направляет копии постановления в подразделения ГБУЗ НО «Нижегородский областной наркологический диспансер» (далее – НОНД) на местах по месту жительства лица, а также в территориальные органы МВД России Нижегородской области, для постановки лица на учет.

Учет лиц, имеющих обязанность, осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, а также приказа ГУ МВД от 26.07.2016 №591 и распоряжения ГУ МВД от 20.07.2016 №1/559р, определяющих механизм контроля и учетно-регистрационной деятельности.

В соответствии нормативными актами контроль за исполнением лицом обязанности осуществляет орган внутренних дел по месту жительства данного лица.

В каждом территориальном отделе внутренних дел сформированы базы лиц, проводится сверка с наркологической службой по количеству лиц, на которых судом возложена обязанность. При поступлении постановлений судов, уведомлений из медицинских организаций, привлечении подучетных лиц к ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ, вносятся соответствующие изменения в базу данных.

С целью организации системной работы всех заинтересованных ведомств в отношении уклоняющихся лиц, Управлением формируется единая база лиц, имеющих обязанность.

Информация о лицах, уклоняющихся от исполнения обязанности, ежеквартально направляется территориальным органом МВД России Нижегородской области в адрес глав администраций районов и городских округов Нижегородской области, с целью рассмотрения на заседаниях муниципальных антинаркотических комиссий и организации исполнения мероприятий по мотивации наркопотребителей к исполнению обязанности.

Лицо считается уклоняющимся, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2014 № 484,   основаниями для снятия лица с учета являются:

- извещение от медицинской организации и (или) учреждения социальной реабилитации о завершении исполнения лицом обязанности;

- вступившее в законную силу постановление судьи об отмене исполнения лицом, обязанности;

- документ, служащий основанием для государственной регистрации смести;

- вступившее в законную силу решение суда о признании лица безвестно отсутствующим.

Наркопотребитель, в особенности, «эпизодический» наркоман, тот, кто еще не попадался на преступлениях и нарушениях, как правило, лечиться не хочет, потому что боится последующего контроля со стороны государства – постановки на учет в наркологической службе, регулярных медобследований, отметок, явок на профилактику. Ситуации, когда наркопотребитель охотно добровольно идет на лечение и профилактические мероприятия, очень редки.

Недостаточная мотивация наркопотребителей к исполнению обязанности является на сегодняшний день ключевой проблемой.

Необходимо разработать комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принять решение о прекращении потребления наркотиков, пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Мотивирование наркопотребителей на выполнение возложенной судом обязанности позволит не только освободить от наркотического плена их самих, но даст колоссальный оздоравливающий эффект для всего общества.

Находясь в течение года в реабилитационном центре, наркопотребитель доступен для медицинского, психологического и социального воздействия и, что особенно важно, выключается из незаконного оборота наркотиков и не совершает неизбежных преступлений корыстного и насильственного характера.

 

4. Рекомендации МАНК по работе с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию

 

  1. На заседании муниципальной АНК необходимо ежеквартально рассматривать вопросы, связанные с организацией работы всех ведомств с лицами, уклоняющимися от исполнения возложенной судом обязанности в порядке ч.2.1 ст.4.1 КоАП РФ.

Рекомендовать всем членам муниципальной АНК в пределах своей компетенции организовать работу с лицами, уклоняющимися от исполнения обязанности.

Для этого предварительно рассматривать информацию по каждому лицу, привлеченному к административной ответственности за потребление наркотиков, с целью определения того, какие меры возможно принять в отношении данного лица:

- адресная индивидуально-профилактическая работа с данным лицом, его родственниками и значимыми для него людьми по мотивированию его к лечению и реабилитации (с возможным направлением на реабилитацию);

- оказание содействия в подборе реабилитационного центра.

 

  1. Представляется необходимым организовать взаимодействие АНК муниципальных районов и городских округов Нижегородской области с реабилитационными центрами, включенными в официальный Реестр на основании квалификационного отбора, организованного в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2015 года №860, с целью привлечения представителей данных организаций к профилактическим мероприятиям, направленным на выявление лиц, уклоняющихся от исполнения вышеуказанных решений суда, для проведения мотивационных бесед с данными лицами, а также с их родственниками (перечень НКО опубликован на официальном сайте министерства здравоохранения Нижегородской области).

Изучение опыта антинаркотической деятельности показало, что действенным механизмом побуждения наркопотребителя к реабилитации и ресоциализации является его целевое направление в конкретную некоммерческую организацию (далее – НКО), прошедшую квалификационный отбор и подтвердившую свою эффективность.

Также к мотивационной работе возможно привлечь традиционные религиозные конфессии, терапевтические сообщества и группы взаимопомощи бывших наркозависимых.

 

  1. Совместно с органами социальной защиты и центрами занятости населения рассмотреть возможность оказания содействия лицам, прошедшим курс реабилитации (социальной) и ресоциализации, (помощь в трудоустройстве, восстановлении документов), а также возможность введения системы постреабилитационного патроната на базе учреждений социального обслуживания населения.

 

  1. Рассмотреть возможность привлечения к деятельности по мотивированию лиц, имеющих обязанности, возложенные судом, народные дружины по охране общественного порядка, действующие на территории муниципального района/городского округа.

С этой целью видится целесообразным организовать и провести обучающий семинар для активистов народных дружин, на котором разъяснить им, как и чем они могут помочь в проведении мотивационной работы по привлечению наркопотребителей, уклоняющихся от исполнения обязанности.

 

  1. В целях расширения территории, охваченной деятельностью общественных реабилитационных центров, входящих в Реестр, и вовлечения в реабилитационный процесс большего количества наркопотребителей, рассмотреть возможность оказания имущественной, консультационной, информационной поддержки социально ориентированным НКО, осуществляющим (или желающим осуществлять) деятельность по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей на территории муниципального района/городского округа.

        

5.1. Финансовая поддержка (предоставление налоговых льгот).

С учетом статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации органы МСУ вправе устанавливать льготы по местным налогам.

Муниципальное образование вправе самостоятельно определить, по каким налогам и в каком объеме оно готово представлять налоговые льготы НКО или юридическим лицам, оказывающим поддержку НКО.

 

5.2.             Имущественная поддержка (выделение земельных участков и (или) помещений,  находящихся в муниципальной собственности на правах аренды) может осуществляться следующими способами:

1)                передача НКО муниципального имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) на основании заявления от НКО;

2)                    установление для НКО льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

3)                закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, созданным для оказания поддержки НКО, для последующего предоставления такого имущества в пользование указанным организациям, как для осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий (в соответствующих случаях – с согласия уполномоченного органа МСУ);

Оказание имущественной поддержки НКО рекомендуется осуществлять на основе открытых конкурсных процедур.

 

5.3.             Информационная поддержка.

К числу рекомендуемых способов информационной поддержки НКО в первую очередь относится создание специального информационного раздела, содержащего общественно значимую информацию о реализации муниципальной политики в сфере поддержки НКО на официальном сайте муниципального образования.

В целях обеспечения прозрачности в деятельности НКО (реабилитационных центров, включенных в Реестр и оказывающих, в том числе, консультационную помощь наркопотребителям) рекомендуется следующая структура информации о НКО и их деятельности для размещения в открытом доступе, в том числе в сети Интернет:

1)                    полное наименование организации (с указанием организационно-правовой формы);

2)                    миссия (цели), задачи деятельности;

3)                    контактный телефон, почтовый адрес (как связаться с организацией), адрес электронной почты, веб-сайт (если есть);

4)                    информация о руководителе организации, контактная информация (может повторять указанную в предыдущем пункте);

Органы МСУ могут предоставлять НКО возможность публиковать информацию о своих проектах/деятельности, в том числе анонсы мероприятий, приглашения/обращения к целевым группам и другую информацию на сетевых ресурсах местной администрации и СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются органы МСУ, либо которые получают субсидии из бюджета.

 

5.Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, на муниципальном уровне работа муниципальной АНК должна быть направлена, в первую очередь, на объединение усилий всех субъектов антинаркотической деятельности и координацию их работы с лицами, уклоняющимися от исполнения обязанности. 

С этой целью необходимы:

- развитие мотивационной и реабилитационной деятельности на территории района, совершенствование механизма побуждения потребителей наркотиков к лечению от наркомании и реабилитации.

- предоставление поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.

Достичь необходимых результатов возможно, прежде всего, за счет повышения эффективности деятельности как государственных органов (наркологической службы, правоохранительных органов, органов МСУ), так и негосударственного реабилитационного сектора, организации согласованного взаимодействия всех субъектов антинаркотической деятельности на всех этапах реабилитационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Если есть проблемы – звоните:

 

Телефон доверия УКОН России по Нижегородской области

«Стоп наркотик!» -                                                                              8 (831)  268-23-32

Нижегородский областной наркологический диспансер -         8 (831) 433 73 04

Городская наркологическая больница г. Н.Новгорода   -                   8 (831)-253 83 28

Телефон доверия по СПИДу -                                                       8 (831) 436 36 91

Телефон доверия ГУ МВД России по Нижегородской области-         8 (831) 268 68 68

Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области-8 (831) 419 73 55

Телефон экстренной психологической помощи ГОУ ДОД «ДООЦ

Нижегородской области «Дети против наркотиков» -               8 (831) 293 10 93

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России