Выдержки из методических рекомендаций по взаимодействию ОВД с волонтерскими организациями

Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» розыск лиц определен в качестве одного из основных направлений деятельности полиции (ст. 2). В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона одной из категорий лиц, розыск которых возложен на полицию, являются лица, пропавшие без вести. Одна из основных задач оперативно-разыскной деятельности: установление места нахождения лица в целях предотвращения причинения вреда его жизни, здоровью, в том числе вследствие совершения в отношении данного лица преступления.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО С ДОБРОВОЛЬЦАМИПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА ЛИЦ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ДЕТЕЙ

 

Одним из резервов повышения эффективности работы по розыску лиц, пропавших без вести, следует назвать сотрудничество с общественными организациями и гражданами, добровольно содействующими полиции.

ПРАВОВОЙ ОСНОВОЙ такого сотрудничества служит, в частности, ст. 10 ФЗ «О полиции», согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Основными направлениями сотрудничества территориальных органов МВД и добровольцев в розыске лиц, пропавших без вести, являются:

привлечение добровольцев к участию в мероприятиях по преду­преждению безвестного исчезновения;

привлечение добровольцев к осуществлению поисковых меро­приятий, направленных на розыск конкретных лиц, пропавших без вести.

На сегодняшний день добровольческие отряды, способные оказывать содействие подразделениям полиции в поисковых мероприятиях, сформированы на территории 14 субъектов Российской Федерации. Как правило, многие не имеют статуса официально зарегистрированных общественных организаций.

Добровольцы распространяют информацию о пропавших детях в Интернете, СМИ и, расклеивая листовки, оказывают поддержку в поиске на местности методом прочесывания и опроса местных жителей. В рядах добровольческих групп участвующих, в поиске пропавших без вести: кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и они используют имеющую в собственности технику (беспилотные летательные аппараты, лодки, акваланги и т.д.).

Основной задачей добровольческого отряда является оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших детей.

В этой связи организация сотрудничества должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно использовать помощь добровольцев в целях повышения результативности розыска в целом. Сотрудничество с добровольцами не должно рассматриваться как противоборство, конкуренция, некий отвлекающий или раздражающий компонент, а должно стать согласован­ной деятельностью единомышленников.

Как правило, работой добровольческого отряда руководит координатор (координаторы) - наиболее сознательный, мотивированный, хорошо подготовленный доброволец-организатор. Для обеспечения должного уровня взаимодействия добровольцев и полиции целесообразно привлекать координаторов к внештатному сотрудни­честву, руководствуясь п. 34 ст. 13 ФЗ «О полиции».

В частности, необходимо акцентировать внимание добровольцев на том, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать конституционные права граждан: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 Конституции РФ). Доброволец обязан знать, что сбор, хранение, использование и распро­странение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе про­никать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основе судебного решения.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). Обработка персональных данных, в соответствии со ст. 6, допускается, в частности, с согласия субъекта персональных данных, а также в случаях, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жиз­ненно важных интересов субъекта персональных данных, если полу­чение согласия субъекта персональных данных невозможно. Добровольцы должны соблюдать морально-этические нормы поведения, касающиеся невмешательства в частную жизнь, нераз­глашения сведений, которые стали им известны в связи с прове­дением поисковых мероприятий, если только в этом нет крайней необходимости. Добровольцы должны осознавать недопустимость недобросовестного использования фотографий и личных данных лиц, пропавших без вести, и их родственников. Так, отмечены случаи размещения в сети Интернет фотографий разыскиваемых после завершения поисковых мероприятий. Необходимо обратить внимание добровольцев на недопустимость подобных действий.

Добровольцы не имеют права осуществлять видео и аудиозапись, фото и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан.

Добровольцы должны осознавать, что, осуществляя помощь в розыске лиц, пропавших без вести, они не становятся субъектами уголовного процесса, ОРД, детективной деятельности, следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-розыскные мероприятия, а также действия, осуществляемые частными детективами.

Следует обратить внимание добровольцев на то, что в случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях. Добровольцы, в частности, должны знать о том, что ст. 137 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ; ст. 138 УК РФ - за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ст. 139 УК РФ - за незаконное проникновение в жилище, совер­шенное против воли проживающего в нем лица. Статья 138.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Добровольцы должны быть ориентированы на недопустимость получения от заявителей вознаграждения за свою работу.

Для упорядочения взаимоотношений полиции и добровольцев, а также в целях соблюдения баланса взаимной ответственности руководитель штаба либо сотрудник полиции, отвечающий за розыск лица, пропавшего без вести, дает координатору (в случае необходимости - иным членам отрядов) конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, при необходимости - инструктирует о способах выполнения и контролирует их исполнение.

В случае возникновения в процессе работы добровольцев каких-либо трудностей координатор сообщает о них руководителю штаба или сотруднику, отвечающему за розыск, и далее действуют в соответствии с их рекомендациями.

Добровольцам запрещается поручать проведение следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий. Запрещается также привлекать добровольцев к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их жизни и здоровья. Запрещается знакомить добровольцев с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иной информацией ограниченного пользования.

Координатор принимает от добровольцев добытую информацию, немедленно передает ее сотруднику, отвечающему за розыск или в оперативный штаб.

 

АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДОБРОВОЛЬЦАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА ЛИЦ  ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

 

В дежурной части территориального ОВД должен находиться список координаторов добровольческого отряда с указанием номеров телефонов, доступных для круглосуточной связи.

1) При получении информации о безвестном исчезновении человека оперативный дежурный разъясняет заявителю возможность привлечения в случае необходимости добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, о чем делается отметка в типовом заявлении о розыске лица, пропавшего без вести, здесь же фиксируется согласие (или отказ) заявителя. Обеспечивает выезд к месту жительства (пребывания) пропавшего лица дежурной СОГ с учетом требований пунктов ч. 5 совместного приказа Генпрокуратуры и МВД России от 27.02.2011 г. № 70/122, с привлечением инспектора-кинолога со служебной собакой. Вместе с тем заявителю может быть предоставлена контактная информация координатора поисково-спасательного отряда «Волонтер», действующего на территории Нижегородской области, для самостоятельного обращения. При этом согласовывается порядок обращения исходя из обстоятельств исчезновения и личности пропавшего.

Контактные телефоны поисково-спасательного отряда «Волонтер» 8(831) 291-51-51, факс 295-91-11, сот. 8-904-04-551-51, электронная почта: info@volonternn.ru,  www.volonternn.ru, учредитель и координатор является Шухрин Сергей Дмитриевич.

2) Решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев принимает руководитель СОГ в зависимости от обстоятельств исчезновения, а также с учетом результатов проведения осмотра места последнего пребывания (проживания) пропавшего (ст. 176, 177, 180 УПК РФ).

В случаях, когда предполагается некриминальный характер исчезновения, решение о привлечении добровольцев также может быть принято руководителем штаба или сотрудником полиции, отвечающим за розыск.

Представляется целесообразным привлекать добровольцев к по­исковым мероприятиям во всех случаях исчезновения лица при некриминальных, в том числе очевидных, обстоятельствах либо в случае, когда на основе первоначальной информации возможно предположить территорию его вероятного нахождения.

В случае возбуждения уголовного дела (по ст. 105, 126 УК РФ) решение о необходимости использования помощи добровольцев, а также ее направленности принимается по согласованию с руководителем Следственного Комитета России по Нижегородской области, в зависимости от конкретной ситуации. В противном случае деятельность добровольцев может спровоцировать действия преступников по принятию дополнительных мер по сокрытию следов преступления, изменению местонахождения похищенного человека, совершению в отношении его преступления.

3) При принятии решения о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев об этом незамедлительно информируется координатор отряда добровольцев (или другой член отряда).

4) По прибытии координатора в оперативный штаб руководитель штаба или сотрудник, ответственный за розыск, незамедлительно организует краткий инструктаж, определяет первоначальный план работы добровольцев, их цели и задачи, обеспечивает необходимой информацией, фотографиями разыскиваемого лица, знакомит с единой картой поиска, выдает ориентировки, снабжает иными материалами, которые необходимо распространить, дает конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, инструктирует о способах их выполнения.

5) Устанавливается периодичность связи добровольцев со штабом для корректировки, обновления данных и организации мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч).

6) При принятии решения о необходимости привлечения к поисковым мероприятиям добровольцев перед ними ставятся следующие задачи:

а) поиск пропавшего лица или следов, указывающих на его возможное преступления, на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения (для решения задачи рекомендуется обследовать территорию, прилегающую к месту исчезновения (чердаки, подвалы, вентиляционные шахты, расположенные в доме или недалеко от дома, где проживал пропавший), место, где пропавшего без вести видели в последний раз, места, которые обычно посещал разыскиваемый; осмотреть контейнеры вблизи дома, канализационные колодцы, выгребные ямы, свалки мусора, пустыри, парки, участки лесонасаждений, заброшенные строения и другие места, которые могут быть ис­пользованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств, лесные массивы, болота, заросли кустарника, овраги по маршруту направления движения пропавшего без вести). При обнаружении следов, указывающих на возможное местонахождение пропавшего лица либо на совершение в отношении него преступления, добровольцы принимают меры к их сохранению, и незамедлительно сообщают об обнаруженном в штаб розыска. Рекомендуется составить опись всех обнаруженных предметов  в т.ч. с использованием видео-фотосъёмки, при этом, не трогая обнаруженные предметы. В целях обеспечения возможности отработки обнаруженных следов служебно-розыскной собакой необходимо ориентировать добровольцев на недопустимость изъятия, порчи следов, самовольного проведения каких-либо действий при их обнаружении. Добровольцы, в том числе журналисты, которые могут среди них находиться, должны быть ориентированы на недопустимость разглашения информации об обнаруженных следах;

б) поиск максимально достоверной информации о последнем ме­стонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица, и т.д.).

Добровольцы должны быть нацелены на незамедлительную передачу в штаб розыска добытой информации, в том числе об обнаруженных очевидцах, для последующей организации следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

в) распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок- ориентировок в местах наибольшего скопления людей в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта), размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом); выставления автопостов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и других местах возможного появления разыскиваемого и т.д.).

В соответствии с ФЗ «О полиции», в целях розыска лиц, полиции предоставлено право использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения соответствующей информации. Наряду с использованием полицией данной возможности добровольцы могут размещать соответствующую информацию доступными им способами. Ответственные за данную линию работы добровольцы должны своевременно получать из штаба розыска актуальную информацию для обновления объявлений.

Координация работы различных подразделений осуществляется в целях повышения эффективности поиска. Поисково-спасательные работы для всех участников поиска заканчиваются по решению руководителя поисково-спасательных работ. В состав отрядов добровольцев при обследовании больших участков местности («прочесывании») целесообразно включать сотрудников полиции, (в т.ч. УУП,) МЧС, местных жителей, хорошо знающих особенности обследуемой территории. При наличии возможности следует оснащать отряды навигаторами. Рекомендуемая численность отрядов - 10-12 человек, на­ходящихся в зоне видимости друг друга. При этом, прежде всего следует обращать внимание на обеспечение безопасности добровольцев, поддержание с ними постоянной связи через ответственного группы. Для наиболее эффективного поиска следует по карте локализовать территорию поиска, исключив участки, ограниченные непреодолимыми преградами (река, болото, обрыв и т.д.), обозначить маршруты, удобные для движения пропавшего, а также места возможного отклонения от маршрута (где пропавший мог заблудиться), потенци­ально опасные участки.

7. Координатор поддерживает постоянную связь с добровольцами, регистрирует добытую информацию в журнале, незамедлительно передает ее в штаб розыска ОВД или сотруднику, отвечающему за розыск.

 

8 отдел Управления уголовного розыска

ГУ МВД России по Нижегородской области

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России