Главное следственное управление

Руководство Главного следственного управления Главного управления  Министерства внутренних дел  Российской Федерации  по Нижегородской области:

генерал-майор юстиции Белев Равиль Фаритович –  начальник  Главного следственного управления ГУ МВД России по Нижегородской области;

телефон: (8 831) 268-67-65

полковник юстиции Кутейникова Ирина Юрьевна – первый заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Нижегородской области;

телефон: (8 831) 268-67-65

полковник юстиции Пригода Алена Юрьевна – заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Нижегородской области  - начальник следственной части;

телефон: (8 831) 268-55-57

полковник юстиции Тюлюгенев Альбек Уразгалиевич- заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Нижегородской области.

телефон: (8 831) 268-52-73

 

Общая информация

 

Главное следственное управление Главного управления  Министерства внутренних дел  Российской Федерации по Нижегородской области является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство,  контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Нижегородской области и осуществляющим расследование преступлений особой сложности.

Кроме аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных главному следственному управлению, в структуру органов предварительного следствия ГУ МВД России по Нижегородской области входит 34  территориальных следственных подразделения.

ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области во взаимодействии с другими службами ГУ МВД России по Нижегородской области на постоянной основе проводится комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений.

В основные  задачи Главного следственного управления входит: организационно–методическое руководство деятельностью подчинённых органов предварительного следствия в целях всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесённых к подследственности следователей органов внутренних дел; осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности подчинённых органов предварительного следствия; организация расследования уголовных дел непосредственно следователями следственного управления (отдела).

Основными функциями Главного следственного управления являются: осуществление процессуально контроля за производством предварительного следствия и соблюдением законности следователями территориальных органов внутренних дел, помощь в расследовании наиболее сложных уголовных дел; расследование преступлений особой сложности или особого общественного значения, а так же носящих межрайонный характер, непосредственно следователями следственного управления (отдела); обобщение и внедрение в практику передовых методов расследования и использование технических средств; обобщение и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений; организация работы по возмещению материального ущерба, причинённого преступлениями.

 

Историческая справка

Возникший в царской России институт предварительного расследования преступлений прошел сложный и противоречивый путь своего становления и развития.

Первым специализированным  органом расследования в истории Русского государства была  Боярская дума, которая, согласно Судебнику 1550 года, «по государеву  приказу» рассматривала  наиболее важные государственные дела. Расследование, судебное рассмотрение и исполнение приговоров по таким делам  осуществляла состоящая при ней Расправная палата. А все дела о разбоях, а также о преступлениях, совершаемых судьями, расследовал Разбойный приказ.

При царе Алексее Михайловиче (XVII век) создается специализированный орган расследования государственных преступлений - Тайный приказ.

В ходе петровских  реформ губные учреждения  были упразднены, а их полномочия переданы  воеводам. С появлением коллегий ликвидируется Расправная палата. При этом расследование наиболее важных, в первую очередь политических, преступлений поручалось Тайной канцелярии, переименованной при Петре III в Тайную экспедицию при Сенате.

До 1860 года городская и земская  полиция  осуществляла расследование всех общеуголовных преступлений. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.

Однако существующая система не оправдала себя  и показала явно неудовлетворительное состояние следствия. Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка в 1837 году Собственной Его Императорского Величества  канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователь относился к судебной власти.

С целью реализации этой идеи указом от 8 июня 1860 года в 44 губерниях были введены 993 должности судебных следователей. Одновременно были изданы «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам». В приложенных к указу документах устанавливался порядок производства следствия, определялись взаимоотношения  следователей с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие стороны деятельности судебных следователей. В частности, предоставлялось право в случае надобности проверять и выполнять дознание, произведенное полицией, отменять распоряжения, принятые при производстве  дознания и т.д.

Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда. Они пользовались  общими со всеми служащими правами государственной службы, и по «Табели о рангах» соответствовали 8 классу (майор). Следователи получали содержание в 800 рублей серебром в год, сверх того- 200 рублей серебром на канцелярские издержки и иные расходы. Квартиры и лошади для разъездов назначались на том же основании, что и становым приставам.

Однако положение следователей оставалось сложным. На учрежденных указом следственных участках осталось большое количество вакантных должностей, на должности назначались лица без юридического образования, годовая нагрузка дел была высокой. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения. Формально подчиняясь министерству юстиции,  фактически они в большей степени зависели от губернаторов, так как их назначение, распределение и перемещение по участкам зависело  всецело только от них. Еще большее влияние на их деятельность оказывали генерал-губернаторы там, где они имелись.

Судебная реформа  1864 года существенно изменила  положение следователей. Они были приравнены к членам окружного суда и состояли при этих же судах.  Назначать и смещать их мог только царь по представлению министра юстиции, что создавало условия самостоятельности и независимости их деятельности. Для следователей устанавливалось годовое жалование 1000 рублей (в столице - 1500 рублей), 500 рублей столовых и 500 рублей на ведение канцелярии.

В 1867 году впервые были учреждены должности временных следователей  по особо важным делам для расследования дел о подделках царских кредитных билетов. В 1870 году  появились должности судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 году учредили постоянные должности следователей по особо важным делам при окружных судах.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года  существенных изменений в структуру и деятельность судебно-следственного аппарата не принесла.

Царская судебная система была сломана Октябрьской социалистической революцией 1917 года, когда были изданы Декреты о суде, утвержденные Советом народных комиссаров ( № 1 от 22 декабря 1917 года, № 2 от 07 марта 1918 года и № 3 от 20 июня 1918 года).

Зарождение и формирование органов предварительного следствия  в период советской власти проходило в несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической обстановкой.

Первый период ( 1917- 1924 гг.) охватывает время с момента  октябрьских  событий до принятия УПК РСФСР 1923 года и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года.

Первоначально прообразом следственных органов стали следственные комиссии Военно-революционных комитетов при Советах рабочих и солдатских депутатов. В ряде регионов страны наряду с ними расследованием преступлений занимались также штабы Красной армии. Какой-либо законодательной регламентации их деятельности не было. Конкретными законодательными актами, регламентирующими работу следователей, стали указанные декреты о суде.

Все эти годы наряду со следственными комиссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием определенных  видов преступной деятельности занимались  также органы милиции, а расследованием государственных преступлений занималось ВЧК.

Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, утвержденной НКВД и НКЮ в декабре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска относилось расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для их расследования в аппаратах уголовного розыска  были введены должности следователей.

21 октября 1920 года ВЦИК «Положением о народном суде РСФСР» ввел должности  народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов, народных судей, состоящих при Советах, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и наркомате юстиции.

Постановлением третьей сессии ВЦИК 25 мая 1922 года был утвержден первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Указанным кодексом  должности следователей в уголовном розыске были упразднены и первый следственный аппарат органов внутренних дел (по общеуголовным преступлениям) ликвидирован.

Принятые в 1924 году Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следствия и иные должностные лица, коим то предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик».

Второй период (1924-1936 гг.) охватывает время до принятия Конституции СССР 1936 года и характеризуется постепенным выводом следственного аппарата  из под контроля органов юстиции и Советов, централизацией этого аппарата в системе прокуратуры и одновременным существенным расширением подследственности и полномочий органов дознания.

20 октября 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято решение о предоставлении прокурорам права поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течении последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, расследовала в полном объеме уголовные дела практически всех категорий.

Третий период (1936-1963 гг.) охватывает время от сосредоточения  следственного аппарата в прокуратуре СССР до законодательного предоставления органам МВД права производства предварительного следствия. В организационном плане характерными его чертами явились: наличие единого следственного аппарата по общеуголовным делам в системе прокуратуры; растущая в связи с этим роль органов дознания в расследовании преступлений; фактическое выполнение милицией функций производства  предварительного следствия.

Формально следственный аппарат был единым, не считая органов госбезопасности. Фактически же большинство уголовных дел расследовалось милицией. В 1940-1950 годах в милиции ведомственным приказом создавались следственные органы.

В период Великой Отечественной войны характерной особенностью стало развитие уголовно-процессуального законодательства по линии расширения процессуального регламента в отношении некоторых преступлений.

6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, который наделил органы охраны общественного порядка (внутренних дел) наряду с органами прокуратуры и государственной безопасности правом производства предварительного следствия. В системе МВД был создан следственный аппарат, а следователям органов внутренних дел предоставлены права, установленные для   следователей других правоохранительных ведомств.

23 ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Названный нормативно-правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепить федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел, во главе которого стоит Следственный комитет при МВД России.

В 1999 году приказом министра внутренних дел РФ № 1-99 г. органы предварительного следствия вошли в состав вновь образованного Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, который в 2011 году в результате реформирования органов внутренних дел переименован в Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Органами предварительного следствия Нижегородской области пройден долгий путь, который неразрывно связан с историей страны. У истоков Нижегородского следствия стояли:  первый начальник следственного управления в Нижегородской области Гайдаш Георгий Александрович, который бессменно проработал 20 лет, затем длительное время следствие возглавляли Казаков Владимир Михайлович, Кожевников Алексей Казьмич, Зубарев Виктор Иванович, Беззубов Сергей Иванович. С 2008 года по 2015 год Главное следственное управление возглавлял генерал-майор юстиции Пильганов Александр Викторович. С января 2015 года по настоящее время  возглавляет Главное следственное управление генерал-майор юстиции Белев Равиль Фаритович.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России